В 2020 году в процессе добычи и обогащения угля в Украине образовались 14,6 млн тонн отходов. В целом по Украине насчитывается более тысячи породных отвалов угольных предприятий. И они, по мнению экспертов, могут послужить материалом для дорожного строительства и не только. Это позволит освободить огромные площади, на которых сейчас расположены терриконы, для других нужд, улучшить экологическую ситуацию угольных регионов. А еще — сэкономить на строительстве дорог.
Об этом стало известно во время онлайн-конференции — выпуска «Платформы дорожных инноваций», проекта Государственного предприятия «Государственный дорожный научно-исследовательский институт имени Н. П. Шульгина» (ДП «ДерждорНДІ»).
Этот институт выполнил исследования горной породы ШУ им. Днепровское (шахт Сташкова и Днепровская) и ШУ Першотравенское (шахты Степная и Юбилейная). Он выяснил, что порода может послужить для разных слоев дорожной конструкции. Она может использоваться как каменный материал в основе дорожной одежды (перегоревшие породы) или при сооружении земляного полотна (не перегоревшая порода).
«Мир меняется очень динамично. И то, что мы вчера считали отходами, сегодня становится ресурсами», — отметила в своем вступительном слове Алина Зуйковская, руководитель проектной группы по трансформации угольных регионов ДТЭК Энерго.
Возможные направления использования горной породы — это и производство материалов для строительства (добавление при изготовление стеновых материалов, бетона), и формирование насыпей дорожных транспортных сооружений. А в перспективе – комплексная переработка породных отвалов с изъятием из них ценных компонентов (угля, глинозема, германия, железосодержащих соединений).
Такой опыт уже имеют европейские страны. Например, в Польше 45% добычи на шахте Богданка используются повторно. В Чехии за 10 лет более 4 млн кубометров горной породы использовали при строительстве дорог. В Германии (Рурская область) породные отвалы рекультивируются и даже становятся туристическими объектами.
«В Донецкой области при подготовке к «Евро-2012» активно использовалась порода для строительства автодорог. Так на территории Донецка было построено 5 км дороги в обход стадиона «Донбасс-Арена». Во время строительства было использовано 350 тыс. кубометров горной породы», — рассказал начальник отдела экологии ДТЭК Энерго Владислав Вернигора.
Еще один интересный опыт — создание огромного торгового центра «МЕТРО» на месте террикона высотой 30 м в 2008 году. Вся порода террикона была заложена в основу платформы территории магазина. Это позволило утилизировать 900 тыс. т породы.
За последние годы подобных проектов нет. Единственное — это участок рекультивации в районе шахты Терновская и технологические дороги возле шахт. Кроме того, часть шахтной породы (до 3 тыс. т в год) удается продавать кирпичному заводу. Но его мощности не позволяют переработать большее количество.
В результате онлайн-встречи было озвучен вывод — для того, чтобы получить опыт использования шахтной породы при дорожном строительстве, нужно реализовать пилотный проект.
«Пилотный проект позволит показать конкурентные преимущества дорог, которые можно сооружать с использованием шахтной породы», — подытожил Владислав Вернигора.
Технологические возможности и научный потенциал для этого в Украине есть.
Посмотреть полную версию онлайн-встречи: