Шахтная порода может стать материалом для строительства украинских дорог и не только

784

В 2020 году в процессе добычи и обогащения угля в Украине образовались 14,6 млн тонн отходов. В целом по Украине насчитывается более тысячи породных отвалов угольных предприятий. И они, по мнению экспертов, могут послужить материалом для дорожного строительства и не только. Это позволит освободить огромные площади, на которых сейчас расположены терриконы, для других нужд, улучшить экологическую ситуацию угольных регионов. А еще — сэкономить на строительстве дорог.

Об этом стало известно во время онлайн-конференции — выпуска «Платформы дорожных инноваций», проекта Государственного предприятия «Государственный дорожный научно-исследовательский институт имени Н. П. Шульгина» (ДП «ДерждорНДІ»).  

Этот институт выполнил исследования горной породы ШУ им. Днепровское (шахт Сташкова и Днепровская) и ШУ Першотравенское (шахты Степная и Юбилейная). Он выяснил, что порода может послужить для разных слоев дорожной конструкции. Она может использоваться как каменный материал в основе дорожной одежды (перегоревшие породы) или при сооружении земляного полотна (не перегоревшая порода).

«Мир меняется очень динамично. И то, что мы вчера считали отходами, сегодня становится ресурсами», — отметила в своем вступительном слове Алина Зуйковская, руководитель проектной группы по трансформации угольных регионов ДТЭК Энерго.

Возможные направления использования горной породы — это и производство материалов для строительства (добавление при изготовление стеновых материалов, бетона), и формирование насыпей дорожных транспортных сооружений. А в перспективе – комплексная переработка породных отвалов с изъятием из них ценных компонентов (угля, глинозема, германия, железосодержащих соединений).

Такой опыт уже имеют европейские страны. Например, в Польше 45% добычи на шахте Богданка используются повторно. В Чехии за 10 лет более 4 млн кубометров горной породы использовали при строительстве дорог. В Германии (Рурская область) породные отвалы рекультивируются и даже становятся туристическими объектами.

Террикон Ганиль, Рурский регион. В «кратере» террикона расположен амфитеатр «Горная арена», где регулярно проходят разные культурные мероприятия.
На самой вершине испанский художник установил инсталляцию из сотни цветных железнодорожных шпал, под названием «Тотемы». Фотоwww.pizzatravel.com.ua

«В Донецкой области при подготовке к «Евро-2012» активно использовалась порода для строительства автодорог. Так на территории Донецка было построено 5 км дороги в обход стадиона «Донбасс-Арена». Во время строительства было использовано 350 тыс. кубометров горной породы», — рассказал начальник отдела экологии ДТЭК Энерго Владислав Вернигора.

Еще один интересный опыт — создание огромного торгового центра «МЕТРО» на месте террикона высотой 30 м в 2008 году. Вся порода террикона была заложена в основу платформы территории магазина. Это позволило утилизировать 900 тыс. т породы.

За последние годы подобных проектов нет. Единственное — это участок рекультивации в районе шахты Терновская и технологические дороги возле шахт.  Кроме того, часть шахтной породы (до 3 тыс. т в год) удается продавать кирпичному заводу. Но его мощности не позволяют переработать большее количество.

В результате онлайн-встречи было озвучен вывод — для того, чтобы получить опыт использования шахтной породы при дорожном строительстве, нужно реализовать пилотный проект.

«Пилотный проект позволит показать конкурентные преимущества дорог, которые можно сооружать с использованием шахтной породы», — подытожил Владислав Вернигора.

Технологические возможности и научный потенциал для этого в Украине есть.

Посмотреть полную версию онлайн-встречи: