В Кабинете министров решили утвердить новый порядок перерасчета стоимости коммунальных услуг, если их не предоставляют или предоставляют, но не в тех объемах либо не соответствующего качества. Такое постановление уже опубликовали на сайте Министерства регионального развития для общественного обсуждения. Сам порядок перерасчета стоимости коммунальных услуг утвердили еще в 2010-м, но получить компенсацию до сих пор было практически невозможно. Изменит ли ситуацию новое постановление?
Зачем стране перерасчет?
Пересчет стоимости коммунальных услуг позволяет гражданам не платить за то, чего не получали. Например, если вам на все лето выключили горячую воду, а оплату за нее начисляют; или зимой в квартире холодно, а платежки приходят на очень большие суммы; или мусор не вывозят, двор не убирают — вы имеете полное право пожаловаться и получить назад деньги за такую услугу.
Более того, возможность пересчета стоимости услуг, если они были предоставлены ненадлежащим образом, очень важна для улучшения качества коммунальных услуг по стране в целом. Сейчас, когда, например, в доме холодно, с жалобами обращаются лишь единицы, а весь путь до пересчета может никто и не пройти. Если же у украинцев массово появится возможность без особых усилий избавиться платежей за некачественную коммуналку — это станет своеобразным предохранителем для предприятий сферы. Поставщикам станет просто невыгодно предоставлять некачественную услугу, ведь за нее не будут платить.
Как сейчас добиться перерасчета?
Если вас не удовлетворяет качество какой-то из услуг, прежде всего стоит письменно обратиться к поставщику и потребовать от него провести обследование качества услуги и провести перерасчет.
Когда вы получите ответ от поставщика, а преимущественно поставщики проблем не находят, необходимо обратиться в Госпродпотребслужбу, говорит глава департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Общественного совета при Киевской городской государственной администрации Олег Попенко:
«Есть специальный бланк, утверждены условия написания обращения. После обращения Госпродпотребслужба должна отреагировать. Только тогда создается комиссия вместе с поставщиком услуги, потребителем, независимым представителем, фиксируется отсутствие услуги или ее плохое качество. После этого наступает момент пересчета. Вот это все, что я описал, простому потребителю пройти нелегко, ведь это очень громоздкий процесс».
По данным Попенко, за прошлый год в Госпродпотребслужбу по Киеву обратилось лишь около 600 человек с жалобами на коммунальные услуги. Поэтому эксперт уверен, до последней инстанции доходят далеко не все.
Споры о перерасчете украинцы и сейчас, и в случае принятия нового постановления, смогут решить с поставщиками в судебном порядке.
Решит ли проблему новое постановление?
Новый проект постановления Кабмина имеет несколько важных нововведений. В частности, теперь перерасчет можно будет получить, если отопительный сезон не начался вовремя, или аварийно-восстановительные работы проводились дольше положенного срока.
«Пересчет осуществляется потребителю независимо от наличия у него задолженности за соответствующую услугу», — говорится в проекте Постановления.
Но, словам Олега Попенко, новый проект постановления о пересчете коммунальных услуг не решает саму проблему доступности пересчета для простых потребителей:
«Проблема перерасчета — в процедуре, а новый проект постановления абсолютно ее не меняет. Поэтому, чтобы использовать это постановление, нужно пройти три круга ада».
Кроме того, недостатком проекта Попенко называет и то, что в нем не учитывается вопрос самостоятельного вмешательства граждан в систему теплоснабжения. Хотя изменения этой системы в одной квартире влияют на всех соседей:
«Десятки, если не сотни тысяч квартир по Украине, самостоятельно вынесли батареи на балкон, трубы, сделали себе подогрев пола с помощью отопления. Когда я работал в коммунальной сфере, у меня был случай, когда человек установил себе на балконе 4 батареи. Потому что он любил в трусах выходить туда покурить и выпить кофе. А четыре квартиры над ним остались без отопления вообще».
Координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ сети «ОПОРА» Татьяна Бойко уверена, чтобы у украинцев появилась реальная возможность пересчета стоимости услуг, необходимо довести до конца реформу ЖКХ и ввести новые модели договорных отношений между поставщиком и потребителем: два вида индивидуальных договора, коллективный договор и коллективный потребитель.
«Перерасчет не заработает, пока не заработает эта модель. В договорах будет прописано, кто должен отвечать за качество услуги на любом этапе. Тогда будет понятно, когда и кто должен делать перерасчет. Сейчас у нас принято считать, что исполнитель отвечает за все, но добиться перерасчета нереально, потому что он всегда найдет другого виновного».