Сегодня — Международный день музеев. В Павлограде существует Музей истории и трудовой славы ПАО «ДТЭК Павлоградуголь». Как рассказали нам в пресс-службе компании, в этом музее все экспонаты очень интересные, но есть и уникальные вещи.
Самый древний экспонат — это дерево-камень. 250 млн. лет назад это было деревом. В принципе, дерево не умеет перерождаться в камень. Древесина материал недолговечный, быстро истлевает. Но здесь истлевшая внутренность ствола заполнилась известью и песком — и получился слепок распавшегося дерева. Налицо трухлявое, каменное внутри. От каменного угля это образование отличается слагающимися компонентами. Дерево-камень не горит. Уголь же при сгорании вырабатывает еще и тепло.
В музее шахтерской славы можно увидеть статуэтки легендарного Шубина — это горный дух, хозяин шахтных подземелий, который выводит горняков на поверхность при обвалах, спасая им жизни. На самом деле шубины — это древняя шахтерская специальность. Они выполняли работу по выжиганию газа метана в выработках, чтоб не было взрывов. Ходили по штрекам с открытым огнем-свечой и провоцировали мелкие вспышки газа. А чтоб не опалиться, надевали шубу и обливали ее водой — потому и «шубины».
На современных шахтах вместо «шубиных» используется целая система дегазации. По всем выработкам установлены датчики непрерывного контроля метана, которые постоянно мониторят уровень концентрации газа. Если он повышается — пробурены специальные скважины, которые отводят метан от источников метановыделения в газопровод, по газопроводу газ поступает к станциям, на которых его откачивают вакуум-насосами. После этого в выработки запускается свежий воздух.
Есть среди экспонатов музея и фото маленьких лошадок — пони. Казалось бы, при чем тут пони к шахтным подземельям? Очень просто: они использовались в выработках для погрузки и транспортировки угля. Управлять большой лошадью в тесных выработках неудобно, а компактная пони могла тянуть 8 вагонеток весом 1,5 тонны каждая.
Сейчас на шахтах вместо пони — железная дорога или подвесной монорельс. Продолжительность ж/д путей на одной шахте может достигать более 20 км. Но и «железка» уже — прошедший день. Будущее — за безопасным подвесным монорельсовым транспортом, который надежно крепится к кровле и намного сокращает риски травмоопасных ситуаций.