С ней музыка рядом живет … (Письмо в редакцию)

203

Письмо в редакцию

Много, очень много отчаянных героев и людей сильной воли, которые могут в любой момент отдать свои силы и драгоценное время жизни, чтобы окружающий их мир стал разноцветнее и комфортнее. И, как правило, они это делают для других, не ставя во главу угла свои личные амбиции и интересы.

Когда я услышал об этом конкурсе на лучшую статью, понял, что у меня есть хорошая возможность рассказать большому количеству  людей о ком-нибудь из наших земляков, являющих собой пример самоотдачи, порядочности и преданности выбранному однажды жизненному направлению. После нескольких минут размышлений мой выбор пал на директора Терновской музыкальной школы Черных Любовь Викторовну. Взяв с собою звукозаписывающее устройство, я отправился в Терновскую музыкальную школу.

Первое, что мне бросилось в глаза — порядок в помещении школы. Ко мне сразу же подошла приветливая женщина и, улыбаясь, спросила о цели моего визита. Услышав о том, что мне нужен директор, она кивнула головой и учтиво сказала: «Пойдемте». Пока мы шли по лестнице, я вспомнил хорошую пословицу о том, что театр начинается с вешалки и отметил, что могу применить ее в данном случае.

Любовь Викторовна встретила меня с радостью, как старого друга, но, узнав, что я хочу написать о ней статью, долго скромничала и переводила акцент на свой коллектив, говоря, что только благодаря своим подчиненным сделаны те достижения, которыми можно гордиться.

Но  условия конкурса предполагают статью о конкретной личности — это во-первых, а во-вторых, любой, хорошо работающий механизм должен кто-то постоянно отлаживать — некий мастер часовщик.

Наша беседа была построена в форме вопросов и ответов. И вот, что она мне рассказала:

Любовь Черных: Родилась я в Сибири в городе Ангарске, мама у меня — музыкант, папа — шофер. Мой папа очень любил музыку и брал у мамы уроки игры на баяне, через какое-то время они стали семьей. Жили мы в Сибири с 1956 года по 1968 год, а после — уехали в Украину к отцу на родину. Сначала мы жили  в Первомайске, но, так как для мамы там не было работы, мы переехали в Терновку, где мама устроилась на работу в музыкальную школу, а отец стал работать водителем грузовика. Первое время у нас  не было жилья, но директор музыкальной школы старалась нас обустроить. В течение первых двух месяцев мы жили в здании самой школы. В то время школа была в длинном, похожем на барак, помещении. Я помню, что мы сдвигали между собой лавки и, положив на них матрасы, спали. Спустя два месяца нам дали однокомнатную квартиру, которую мы в последствии поменяли на трехкомнатную — и так мы здесь укоренились.

Я закончила Терновскую музыкальную школу и потом поехала поступать в музыкальное училище, но провалилась на экзаменах и в этом же году поступила в педагогическое училище в Днепре на музыкальное отделение, после которого работала по направлению в Кировоградской области. Вспоминается по этому поводу интересная история. В училище нас обучали вокалу, хорошему дирижированию, при этом, обязательным инструментом было фортепьяно, а дополнительным — баян, которым я достаточно хорошо владела на тот момент. Учитель в училище, видя мое знание баяна, старался грузить работой, которую совсем не хотелось выполнять — юность, весна, кино, друзья  привлекало гораздо больше.

Учитель говорил мне: «Люба, попомни мое слово, придет время, и ты поймешь, как я был прав». Но я всегда отвечала, что никогда на баяне играть не буду, а сейчас только мучаюсь. И, вот, попадаю я в Кировоградскую область на работу в детский сад, в котором не было пианино, а был только баян и я, целый год изо дня в день, озвучивала ним все мероприятия  и занятия напролет. Жалко, я совершенно не знаю, где сейчас мой учитель Борис Михайлович — так бы хотелось его обнять и крепко пожать ему руку за то, что заставлял меня трудиться, ведь он был прав.

Потом была поездка в Иркутск к родственникам, где мой дядя руководил музыкальным училищем, многое поменяла в моей жизни. В 1981 году я поступила в это училище  и в 1984 году его закончила. Хочу сказать, что подавляющее количество моих родственников прошло через музыкальную сферу. После окончания заведения я ждала ребенка, и мы с мужем решили уехать к маме в Украину, где меня уже ждала работа  музыкального руководителя в детском саду. Я всегда подрабатывала  в музыкальной школе концертмейстером. С 1995 года я стала работать только в музыкальной школе — сначала простым преподавателем, потом — завучем и в последствие — директором.

Став директором, мне очень захотелось разобраться в специфике этой работы и навести должный порядок в тех направлениях, где это было нужно. Скажу честно, наводя порядок, я не всегда встречалась с пониманием окружающих. Привычки и заскорузлость мышления людей очень дискомфортировали с моим устремлением к порядку. Но прошло 10 лет и все стало на свои места — теперь люди воспринимают все как должное.

Сергей Урсуляк: Любовь Викторовна, расскажите, пожалуйста, о тех конкурсах, ставших региональными, которые родились в ваших стенах?

Любовь Черных:  В то время, когда я стала директором, мне показалось, что как-то не солидно  не иметь высшего образования, и я поступила в Мелитопольский педагогический университет, который за два года экстерном закончила. Там я увидела много интересных новшеств, которые пригодились у нас в Терновке. Чтобы украсить обыденность и активизировать работу преподавателей и учащихся, мы придумали наш собственный конкурс. Сначала в жюри были наши преподаватели, потом — директора музыкальных школ города Павлограда, и в последствие — представители музыкальных училищ. Назвали мы этот конкурс «Люди среди нас». Со временем этот конкурс стал региональным.

Сергей Урсуляк: Любовь Викторовна, а, правда, что на одном из всеукраинских конкурсов вы взяли гран-при и что это был за конкурс?

Любовь Черных: Да, мы со Светланой Александровной были на всеукраинском конкурсе «Ступени мастерства преподавателей» три года назад и получили гран-при. Кроме того, что это было очень интересно, это еще и стимулирует работу, так сказать, подливает масла в творческий огонь.

Сергей Урсуляк: Вашей школе кто-то помогает в решении материальных проблем?

Любовь Черных:  К нашей школе очень хорошо относятся местные власти, финансируют нас. И, вообще,  я хочу сказать, что тот руководящий состав, который сейчас работает в исполкоме, имеет хорошее отношение к жителям города — это видно на каждом шагу. У нас есть асфальтированные дорожки для пожилых людей, на улицах — хорошее освещение. Особая гордость — это наш бульвар! Хочется сказать спасибо мэру нашего города Тарелкину Виталию Юрьевичу за внимание к людям.

Сергей Урсуляк: Любовь Викторовна, я беседовал с некоторыми работниками вашей школы и они говорят, что Вы никогда не гордитесь и никому не мстите.

Любовь Черных:  Стараюсь, а, вообще, не мне об этом судить.

Сергей Урсуляк: Хотите ли вы услышать, что еще говорят ваши подчиненные о вас  и о школе.

Любовь Черных:  Да, конечно.

Сергей Урсуляк:  Вот несколько отзывов.


 

«Я считаю, что у нас в школе очень хорошая творческая обстановка, школа светлая и чистая, зимою — теплая. У каждого есть свой класс, оснащенный всем необходимым, и это создает хороший творческий настрой. У нас есть руководитель, у которого в сердце неиссякаемый творческий потенциал. Она сама организовала два больших фестиваля, которые проводятся у нас в школе уже несколько лет и они пользуются большой популярностью в нашем регионе. Наш руководитель все время развивается — это стимулирует и других. Я верю в то, что наша работа очень важна для  воспитания подрастающего поколения. Ведь даже древние греки говорили: «Молодежь сегодня — будущее завтра».  Мне не хочется концентрировать даже малую долю своего внимания на том, что несет в себе деструктив».


 

 «Я считаю, что наша школа помогает учащимся реализовать себя творчески. Преподаватели также реализовывают свой потенциал. В настоящее время, когда с экрана телевизора льется много негатива, школа является противовесом и своеобразной очищающей средой. И наша задача как преподавателей состоит в том, чтобы прививать детям качества, которые помогут потом конструктивизировать будущее. Я закрываю дверь и уделяю время урока конкретной личности, от которой зависит судьба города и страны. Думаю, что в нашей работе не может быть места нездоровым амбициям и эгоизму».


 

Получив всю необходимую информацию для написания статьи, я прощаюсь с Любовью Викторовной Черных и снова шагаю к автостанции по хорошо убранному проспекту. На  минуту останавливаюсь у работающего фонтана и чувствую, что волна радости растекается по крови. Фонтан — так красиво и празднично. На улице стоит жаркий августовский день, и эти лавочки в тени деревьев так и манят присесть отдохнуть, подумать. Я присаживаюсь на лавочку и отдаюсь размышлениям о том, что если бы на месте Любови Викторовны был бы человек с привычками бюрократа, пропитанного чванством, ленью и эгоизмом, были бы такие результаты? Скорее всего — нет… Ведь если бы она была человеком случайным, временщиком, тогда получив исходную ситуацию, она бы ею воспользовалась, извлекая максимальную выгоду в собственных целях, и дело бы зачахло. Но ведь дело развивается и укрепляется, а, значит, музыкальной школой в Терновке руководит человек, который вкладывает в дело всю свою жизнь.

Легкий ветерок пробежал по веткам дерева, и кисть рябины закачалась — это незримая птица по имени время коснулась ее своим крылом. И, вдруг, сердце мое охватила досада о том, что мы так мало в этой жизни благодарим друг друга.

В моем сознании проплывает множество примеров тех людей, кого оценили потом через десятилетия. Вы можете сказать, что большое видится на расстоянии. Да, это так, но, все-таки, мне кажется, что эту доктрину нужно несколько видоизменить. И оценивать сейчас, сию минуту, и благодарить тогда, когда мы можем этого человека обнять, увидеть его улыбку, похлопать его по плечу, вручить ему грамоту, а не когда-нибудь потом, через годы.

Мимо меня проходит дворник с метлой и ведром, я встаю и говорю ему «спасибо» за порядок. На секунду, усомнившись в моей искренности, дворник смотрит мне в глаза и, увидев, что я не вру, расплывается в улыбке, кинув на прощание фразу: «Это моя работа». Так давайте благодарить друг друга за ту работу, которая выполняется со стопроцентной отдачей. Многоуважаемый читатель, возможно, станет меня обвинять в однобокости, дескать, описал работу школы только с позитивной стороны. А как же трудности, которые есть в каждом коллективе? На это я отвечу так — не буду, не хочу писать о негативном. Ведь его  и без того везде на каждом углу пруд пруди — на голову сыпется и под ногами валяется. Друзья, когда мы по утрам чистим зубы и смываем в душ телесную грязь — мы это не обсуждаем с друзьями. Это естественные жизненные неудобства и это не тема для восхищения. Предлагаю говорить и восхищаться о том, что качественно меняет нашу жизнь. В нашем городе сегодня только тогда будет много роз, если мы их вчера сажали в клумбы.

сергей усуляк

С уважением к читателю, руководитель детского творческого объединения «Дождь», Сергей Урсуляк.

Фото Вадима Шальского