Что мы знаем об истории Павлоградщины в древности?

909
Фото https://kluch.media

Какие мифы и легенды о родной земле мы знаем? Про речку или лес, про камень или дуб, про колодец (криницу) – это если о неодушевленном. Про людей же, мы, чаще всего, говорим только в контексте войн — Вторая мировая, гражданская, иногда, — казаков вспоминаем. Но насколько эта информация достоверна? Бывает, слушаешь байку и еле сдерживаешься, чтоб не улыбнуться.

С легендами интереснее изучать историю или развивать туризм. Только вот какая закавыка — мы дальше казаков не заглядываем. А почему? Или тут люди не жили? Песни не пели, в поход не ходили? Ведь могло тут произойти нечто, что люди могли не только запомнить, но и записать, сохранить для будущих поколений? Поищем наш край в летописях, в описаниях походов князей на половцев.

МОГ ЛИ В НАШИХ СТЕПЯХ БЫВАТЬ КНЯЗЬ ИГОРЬ?

Летопись сообщает о разгроме половецких кочевий по рекам Орель, Снопород (Самара) и преследовании половцев до «Черного леса» в нижнем течении Самары в 1168 году. Та же история повторилась и в 1170, только в этом случае «Черный лес» в верховьях Самары. Был поход на Орель в 1184, может и в наши края витязи заезжали. Но об этих походах знают только узкие специалисты. Все же, от мала до велика, слышали о походе князя Игоря. А мог ли князь Игорь заходить в наши степи?

Есть предположение, что место битвы, где пленили Игоря, следует искать на притоке Днепра. Такую гипотезу выдвинули академик Б. Рыбаков и археолог С. Плетнева – видные специалисты по изучению истории Древней Руси. Об этом написано несколько статей в журнале «Наука и жизнь» №9, 1986 г.. По расчетам, битва проходила в междуречье Быка и Самары – это район Петропавловки. Именно поэтому, в своем плаче, Ярославна взывает к Днепру-Славутичу, стремясь помочь раненому мужу. Многие ли об этом слышали, читали? Хоть это и записано в учебнике «История родного края. Днепропетровщина» 7 класс, очевидно, что эта информация требует более подробного изучения и популяризации. Она может послужить толчком к более качественному и глубокому изучению истории края, заинтересовать более широкий круг населения, а это даст предпосылки к развитию туризма и инфраструктуры региона.

РОДНОЙ КРАЙ В ЛЕГЕНДАХ ДРУГИХ НАРОДОВ

Но жили тут люди и раньше, правда, говорили они на иных языках. Может, сможем найти упоминание родного края в литературных произведениях других народов?

Во ІІ-V веках во времена Великого переселения народов в наш край пришли племена германцев готов. Готы создали свое «королевство» Ойум, которое совпадает с археологической Черняховской культурой. Граница культуры проходит по Днепру, Самаре. Много поселений этой культуры находится на берегах и на местах слияния больших рек – Днепр, Дунай, Припять. Большое скопление поселений можно выделить в районе днепровских порогов, — там нашли готскую крепость. На Украине всего 3 готские крепости. Именно в это время начинаются феодальные отношения, а это значит, что из общей массы выделяются господа-сюзерены и их приближенные — вассалы. Эти сюзерены должны удерживать власть над другими, поэтому показывают свою удаль и храбрость в походах, запоминаются в памяти соплеменников, как бесстрашные герои. Так создается геройский эпос. Песни и легенды готы передавали изустно, и в общении с другими племенами их песни и легенды вошли в общегерманский эпос. А в ХІІ веке в Исландии были составлены сборники песен легенд и мифов «Старшая» и «Младшая» Эдды.

Обратимся к скандинавской Старшей Эдде. В этом сборнике песен о богах и героях, о древних временах выберем «Гренландскую Песнь об Атли» (скандинавский вариант «Песни о Нибелунгах»). Находим там географические упоминания в 5 строфе:

…Широкое даст

Гнитахейд поле,

пики звенящие,

челны златоносные.

золота груды,

и Данпа земли,

и лес знаменитый,

что Мюрквид зовется!

Подобные топонимы упоминается и в «Песне о Хлёде» в 8 строфе читаем:

…и лес знаменитый,

что Мюрквид зовется,

на готской земле

могилы священные,

камень чудесный

в излучинах Данпа…

Данп — это Днепр,Гнитахейд поле — это степь, как в летописях «Половецкое поле». Мюрквид — мрачный, темный (широколиственный) лес, Смею утверждать, что лес Мюрквид это наш Самарский лес. Мюрквид — лес на границе с гуннами, а значит, находится он на левом берегу Днепра, не далеко от днепровских порогов, где по сказаниям находилась столица готов Данпарстад. Выше указывалось про крепость на Днепре — с. Башмачка в Солонянском районе. Также в статье уже упоминалось про «Черный лес» с привязкой к Самаре. А значит, что Самарский лес мы и примем как сказочный лес Мюрквид, который стоит тут со времен последнего оледенения.

СИГУРД НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ УБИЛ ДРАКОНА

Очень жаль, что «камень чудесный» и «могилы священные» не описываются, а лишь упоминаются. Однако, в других песнях описываются сказочные и мистические моменты, которые происходят на нашей территории. В «Песне о Хервёр» повествуется, как Хервёр упрашивает призрак своего отца отдать ей волшебный меч из кургана.В песнях «Речи Регина» и «Речи Фафнира» описывается, как выехав из Мюрквида, рыцарь Сигурд, шесть дней ищет по Гнитахейд-полю дракона. После убийства дракона рыцарь заходит в его логово — дом, зарытый в земле (по описанию похоже, что это курган Срубной культуры) и выносит от туда два сундука золота. Немцы считают, что дракон был в Саксонии, а я уверен, что это «золото Нибелунгов» откапывали в наших краях. Упоминаются наш лес и наша степь, кроме того, призову на помощь Геродота. По Геродоту от Днепра до Дона в степной зоне жили царские скифы, которые держали в своих руках всю власть и богатства Скифии. Скифы собирали золото, а готы, по примеру Зигфрида (Сигурда), раскапывали курганы и брали от туда «золота груды», а по Днепру пускали «челны златоносные»; и древнее оружие из курганов забирали как Хервёр. Нам же оставили крохи — вроде золотой пекторали. Так что Сигурд на нашей земле убил дракона (как и в русских былинах дракон — это образ кочевников), и скифское золото стало «золотом Нибелунгов».

Скифы, как и готы, имели свой центр в районе днепровских порогов, что говорит о высокой важности региона в те далекие времена. Но, к сожалению, в виду отсутствия письменных свидетельств, мы легенд тех далеких времен уже не узнаем.

Как видим, человеку свойственно мифотворчество и художественная обработка как реально происходивших событий, так и услышанных слухов. Из старых легенд создаются новые. Так поступил Дж. Толкин. На основании многих мифов и легенд разных народов он создал фентези-вселенную Средиземье. Из скандинавской мифологии он использовал сюжетные моменты, огромную массу имен. Есть у него в Средиземье Лихолесье, по-английски оно звучит «Мурквуд», в котором жили лесные эльфы.

По всему миру живет огромное количество так называемых толкинистов, кто-то просто увлекается рыцарским эпосом, а некоторые ищут магические места «силы». Так что изучение истории родного края, мифов и легенд может быть не только интересно, но при правильном применении знаний и определенной доли таланта еще и выгодно.

Историк Виталий Калинин