Перед началом отопительного сезона мы слышали утверждения власти о том, что дефицита с энергетическим углем не возникнет и Украина пройдет отопительный сезон. С началом же отопительного сезона стало очевидным, что угля катастрофически мало. Время для покупки импортного угля по менее высоким ценам было упущено. Сегодня для Украины закупают американский и колумбийский уголь явно не по себестоимости, а по завышенным ценам.
Уголь из Казахстана, перевозка которого по железной дороге была заблокирована Россией, отправят в Украину по морю. Судно будет отправлено из российского порта Тамань. Возникает резонный вопрос: что мешает России заблокировать и морскую транспортировку? Проблема транспортировки казахстанского угля не в последнюю очередь вызвана санкционной политикой СНБО Украины, который внес в соответствующий список российские компании, владеющие вагонами, перевозящими этот уголь.
«При выборе продавца импортного угля не учитываются национальные интересы. Например, меньшая цена или простая логистика. Все делается только для того, чтобы противостоять России», — говорит первый заместитель председателя Днепропетровского областного совета Геннадий Гуфман.
Перепады в объемах добычи отечественного угля, постоянные задолженности перед шахтерами и нежелание государства вкладывать средства в модернизацию государственных шахт дают основания заключить, что в Украине не заинтересованы в присутствии на рынке более дешевого угля собственной добычи.
«Декарбонизация по-украински» совсем не означает переход на экологически чистые источники энергии. На самом деле, это уничтожение украинской угольной отрасли с неизбежными социально-экономическими потрясениями», — отмечает Геннадий Гуфман.
Украинцам говорят, что договоры о покупке импортного угля — это первый шаг на пути к полной энергетической независимости страны. Но такие закупки совершенно не в интересах украинских потребителей.