Сталелитейное производство в Европе станет чистым

167

Крупные европейские промышленники быстро осваивают новые эко-технологии и перестраивают свои производственные мощности, чтобы выполнить требования European Green Deal (Европейского Зеленого Договора). Эта стратегия должна сделать территорию климатически нейтральной до 2050 года. Страны Евросоюза, которые присоединились к соглашению (в том числе Украина), поддерживают экологически чистые инициативы, такие как круговая экономика, декарбонизация энергетики, переход на электромобили, безуглеродное производство стали. 

Мода на «зеленый» металл

Уже в этом году автомобильный гигант Volvo намерен стать законодателем моды на полностью экологичные электромобили. Их будут делать из безуглеродной стали шведской компании SSAB.

На пилотном металлургическом заводе HYBRIT  ископаемое сырье — коксующиеся угли — заменят «зеленым» водородом, который получают с использованием чистой электроэнергии (ветряной и солнечной). Как результат, в процессе производства будет выделяться вода вместо углекислого газа. Компании SSAB, Vattenfall и LKAB намерены создать полностью безуглеродную цепочку производства стали — от рудника до готовой металлопродукции.

«Сегодня мы закладываем основу, которая позволит шведской металлургической промышленности через 20 лет полностью прекратить использование ископаемого топлива и свести к нулю выбросы углерода», – сообщил Стефан Лефвен, премьер-министр Швеции.

Пилотный завод HYBRIT будет выпускать губчатое железо. Другими словами, железо прямого восстановления. На первом этапе – до двух тонн в час. На полной мощности завод планирует изготавливать около 500 тыс. тонн губчатого железа в год.

Швеция – не единственная страна, которая переходит на безуглеродное производство стали. Немецкие компании Dillinger и Saarstahl, которые входят в холдинг SHS Group, запустили в Германии первое производство стали с использованием водорода на заводе в городе Диллинген (федеральная земля Саар).

Немецкая корпорация Thyssenkrupp планирует построить на территории своего металлургического комбината в Дуйсбурге завод по производству восстановленного железа (DRI). Вместо природного газа тут будут использовать «зеленый» водород из электролизеров, которые запитывают возобновляемой энергией солнца и ветра.

Завод мощностью 1,2 млн. тонн в год хотят ввести в эксплуатацию в 2025 году. Его продукцию – металлизированные окатыши – будут использовать в доменных печах, где вместо кокса также можно применять водород. Thyssenkrupp сообщила о запуске такого пилотного проекта с энергетической компанией RWE.

Thyssenkrupp заявляет, что в 2025 году сможет произвести 400 тыс. т «зеленой» стали без выбросов углекислого газа, а к 2030 году довести этот показатель до 3 млн. т в год. Сейчас компания использует две эко-технологии. Во-первых, устраняет выбросы углекислого газа, для чего вдувает в доменные печи водород вместо угольной пыли и его же использует для производства губчатого железа. Во-вторых, осаждает купольные газы и перерабатывает их в устойчивые химические вещества.

Отклоняться от «зеленого курса» становится невыгодно

Британская Liberty Steel планирует выйти на безуглеродное производство к 2030 году. В планах компании – сократить выбросы за счет наращивания электродугового сталеплавильного способа и использования возобновляемых источников энергии. Для этого необходимо внедрить инновационные технологии, считает Санджив Гупта, владелец Liberty Steel. По его словам, инвестировать в производство «зеленой» стали выгоднее, чем платить налог на выбросы СО2.

Европейский парламент 10 марта 2021 года большинством голосов поддержал введение «углеродного» налога. Он защитит европейские компании от дешевого импорта из тех стран, которые не занимаются декарбонизацией экономики. Еврокомиссия намерена представить свои предложения по формату CBAM* во 2 квартале 2021 года. Ввести налог планируют до 1 января 2023 года.

*CBAM – механизм пограничной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Будет распространяться на продукцию, которую импортируют в ЕС из стран, где требования по снижению выбросов СО2 существенно отличаются от правил ЕС. Украинская металлургия как отрасль, ориентированная на экспорт, одной из первых может попасть под действие этого механизма.

Украинский бизнес старается не отставать. Тормозят законы

Экопроекты европейских компаний последние 20 лет получали от Еврокомиссии гранты, дотации, возврат процентов. Эта поддержка продолжится в рамках Green Deal. В то же время в Украине не было государственной поддержки. Отечественный бизнес модернизировал производство за свои деньги. 

В Украине есть успешные примеры такой экологической модернизации, которая соответствует требованиям European Green Deal. В Днепропетровской, Запорожской и Донецкой областях работают пять электросталеплавильных предприятий, построенных 10-15 лет назад. Это Интерпайп сталь, Электросталь, Энергомашспецсталь, Днепроспецсталь и Азовэлектросталь.

«Инновационный электросталеплавильный комплекс «Интерпайп сталь» со смежными производствами отвечает всем экологическим требованиям Евросоюза. В его строительство компания вложила $1 млрд. Новый завод позволил закрыть устаревшее, экологически грязное мартеновское производство стали. В результате выбросы СО2 снижены в десять раз, потребление газа — в восемь раз», — утверждает Денис Морозов, первый заместитель генерального директора Интерпайп.

Чтобы Украина смогла стать углеродно нейтральной к 2050 году, нужны финансовые вложения. В Украине разработали проект второго Национального определенного взноса (НВВ2). Для его выполнения рассчитали минимальный объем инвестиций во все секторы экономики — 102 млрд евро до 2030 года. Однако источники финансирования в документе не указаны.

 Медлить с декарбонизацией сталелитейных предприятий становится опасно, ведь украинские металлурги могут остаться без европейского рынка сбыта. Необходимо как можно скорее внедрять безуглеродные технологии, что значит — отказываться от использования в производстве коксующегося угля.

В Верховной Раде уже лежит законопроект, который предусматривает увеличение налога на выбросы СО2 в четыре раза. В прошлом году Минэнерго инициировало создание Фонда декарбонизации, который пока так и не создан. Украинские компании рассчитывают, что присоединение к Европейскому зеленому курсу откроет им доступ к финансовым ресурсам из европейских фондов.