«Зеленая сделка» — за чистый воздух на магистралях Европы

203

Европейцы спешно пересаживаются на электромобили, потому что Евросоюз больше не планирует выбрасывать парниковые газы в атмосферу. Чтобы стать климатически нейтральным к 2050 году, ЕС разработал новую стратегию устойчивого роста — European Green Deal (Европейская Зеленая Сделка). Документ предусматривает снижение вредных выбросов от транспорта на территории Европы на 90% и «прекращение любых видов субсидирования ископаемого топлива».

 Лидеры европейского автопрома: борьба за массового покупателя

Шведский автопроизводитель Volvo в конце 2020 года начал серийное производство массового электромобиля Volvo XC40 Rechargeпервого в ряду полностью электрических моделей бренда, которые будут выходить на рынок с 2020 по 2025 год. В ближайшие пять лет компания откажется от двигателей внутреннего сгорания, которые загрязняют воздух вредными выхлопными газами.

В 2021 году Volvo планируют наладить производство автомобилей из безуглеродной стали, которую будет поставлять шведская металлургическая компания SSAB. Завод HYBRIT на севере страны производит сталь без использования ископаемого топлива. В процессе производства металлурги компании заменили коксующийся уголь и металлургический кокс  «зеленым» водородом.

Volvo и SSAB будут совместно проводить исследования и разработки, чтобы оптимизировать использование стали в автомобилях для уменьшения веса и повышения качества моделей. Автомобильный концерн намерен выпустить первую серию «зеленых» электромобилей в 2022 году, а затем будет постепенно увеличивать массовое производство.

«В соответствии с Парижским соглашением мы намерены к 2050 году стать климатически нейтральной компанией. Это означает, что наши автомобили не будут генерировать выбросы во время эксплуатации, также мы рассмотрим возможность применения материалов, таких как сталь, которые используются в наших продуктах, и постепенно перейдем на альтернативы, которые не содержат ископаемого топлива. Это важный шаг на пути к полностью климатически нейтральному транспорту», – заявил Мартин Лундштедт, президент и генеральный директор Volvo Group.

По данным Федерального автотранспортного ведомства KBA, в Германии в 2020 году каждая четвертая новая легковая машина имела альтернативный двигатель. Ведомство включает в эту категорию не только электромобили и разные гибриды, но и легковые машины, которые работают на водороде и газе — компримированном или сжиженном. Продажи автомобилей исключительно на электрической тяге за год увеличились более чем в три раза (на 206,8%). А вот продажи машин на компримированном газе упали в прошлом году на 6,1%.

В 2020 году от этого тренда выиграл Volkswagen — производитель, который сделал ставку на электрификацию легкового автотранспорта. Группа Volkswagen контролирует примерно 30% немецкого рынка электромобилей. Второе место с долей в 16,2% занял французский Renault, третье место с долей в 8,3% досталось американской корпорации Tesla.

Первенство по продаже электромобилей в Европе принадлежит авторынку Норвегии. Служба информации дорожного движения (OFV) в Осло сообщила, что в 2020 году 54,3% всех новых автомобилей, зарегистрированных в стране, имели электрические или гибридные двигатели.

Электрозарядная инфраструктура: финансируют сторонники экологии и нарушители норм

К 2025 году европейские автопроизводители планируют выпустить 13 млн безуглеродных «автомобилей будущего». Чтобы обеспечить их нормальное передвижение по дорогам, на территории ЕС необходимо создать не меньше миллиона заправочных станций, преимущественно – электрозарядных. Для этого авторы The European Green Deal предлагают как можно скорее запустить процедуру конкурсного финансирования новых проектов массового строительства заправочных сетей. И это – не единственное решение.

Евросоюз ввел новые требования к средним уровням выбросов СО2 для новых легковых машин и автофургонов, которые выпускают на территории ЕС: не более 95 г/км. За каждый избыточный грамм их производителей штрафуют на 95 евро. А уже к июню 2021 года разработчики проекта обещают представить следующую версию общеевропейского законодательства, которая будет дальше ужесточать требования предельно допустимых уровней выбросов СО2 и увеличивать штрафы за их несоблюдение. Новые нормы планируют ввести в действие с 2030 года.

Предполагаемые «штрафные» доходы предварительно оценивают в несколько десятков миллиардов евро за год. Их руководство ЕС планирует перенаправить на поддержку строительства новых станций быстрой зарядки для электромобилей и разработку инновационных батарейных технологий.

Аккумуляторные батареи: цель – нулевой цикл

Участники совместного проекта,  среди которых немецкие Siemens и Manz, бельгийские Solvay и Umicore, собираются наладить крупномасштабное промышленное производство аккумуляторов для ведущих европейских автокомпаний. Первый пилотный батарейный завод планируют запустить во Франции в 2022 году, а в 2024-м — вторую батарейную фабрику в Германии.

Еще 17 европейских компаний, в том числе BMW, BASF, Varta и BMZ Group, образовали консорциум, который будет до 2031 года работать над совместным многопрофильным батарейным проектом. Он включает в себя научные исследования и технологические разработки на всех стадиях промышленно-технологического цикла, включая добычу и переработку исходного сырья, производство передовых химических материалов, проектирование различных батарейных элементов и модулей, переработку использованных батарей.

В производстве аккумуляторов необходимы кобальт и литий. В Германии уже есть фабрика, которая извлекает ценное сырье из использованных батарей. Частный предприниматель Кристиан Ханиси основал фирму Duesenfeld и построил фабрику, на которой с помощью уникальных авторских технологий перерабатывают старые аккумуляторы. Из них безопасно извлекают электролит и ценные металлы. Вторичное использование литиевых батарей на фабрике довели до 70%. Но Кристиан продолжает работать со специалистами над усовершенствованием технологий. Его цель – стопроцентная переработка старых аккумуляторов.

Эко-мотивация: за отказ от «грязного» авто – приз!

Французское правительство планирует выплачивать владельцам старых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания 2500 евро на покупку электровелосипеда. При условии, если они сдадут свою машину на металолом, а не продадут как «евробляху» в Украину.

Эту схему стимулирования перехода населения на более экологичный транспорт уже утвердили депутаты Национального собрания (National Assembly) предварительным голосованием. Предлагаемую поправку включат в более масштабный законопроект о климате. С его помощью во Франции планируют сократить выбросов парниковых газов на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года.

Если поправка будет принята окончательно, то Франция станет первой страной в мире, которая предложит не просто льготы на электромобили, а возможность заменить старый «экологически грязный» автомобиль на электровелосипед. Главная идея заключается в том, чтобы быстрее уменьшать количество старых ДВС-автомобилей, которые загрязняют среду.

Год назад Франция выделила 8 млрд евро на стимулирование производства электромобилей в стране и увеличила льготы на их покупку и утилизацию ДВС-моделей. В планах – к 2025 году выпустить 1 млн отечественных электромобилей. К 2040 году Франция собирается полностью отказаться от продажи бензиновых и дизельных авто.

Украину на карте окружают страны Евросоюза. Мы можем сколько угодно скупать подержанные «евробляхи», сжигать уголь, нефть и дышать отравленным воздухом. Но недолго. Сценарий с поддержанием углеводородных технологий имеет два возможных финала. Первый: удорожание «грязной» отечественной продукции из-за штрафов и потеря внешних рынков сбыта. Второй: переезд к нам «грязных» производств со всей Европы. Именно поэтому Украина вместе с цивилизованным миром взяла на себя обязательство до 2030 года сократить выбросы парниковых газов на 40% по сравнению с 1990-м годом. Об этом заявил Президент страны Владимир Зеленский на Международном саммите климатических амбиций в Глазго в декабре 2020 года.