«Ну давай, покажи мне! Ты же Рева!». Новый режиссер Павлоградского театра о зрителях, свободе и мечте стать художником

640

Борис Рева стал новым режиссером-постановщиком Павлоградского драматического театра имени Бориса Захавы. Павлоград.dp.ua обсудил с ним его путь к режиссуре, преемственность и перспективы такой работы в Павлограде.

В театре — никого, в кабинете — старые и новые афиши, в зале — зеленое поле пустующих кресел, на сцене — декорация дерева. Театр без зрителей похож на выключенную лампу, здесь, кажется, еще не остыло пламя недавней игры.

«Все в отпуске, только я на работе», — объясняет, смеясь, Борис.

Павлоград.dp.ua: В каком возрасте вы впервые вышли на сцену театра? Помните, как это было?

Борис Рева: Я вышел на сцену в 4 или 6 лет. Был концерт ко дню рождения Бориса Захавы.

Я был совсем маленький, и должен был спеть песню волка. Она так звучала: «Я на землю брошу шляпу,/ сяду на скамеечку,/ положите мне на лапу/ хоть одну копеечку». Я пел, бросал так эту шляпу! И когда я закончил, зал взорвался аплодисментами, и я испугался, быстро убежал за занавес. Потом я играл в «Истории лошади» жеребенка, совсем маленькая роль — я был лишь в эпизоде. Как-то я остался на весь спектакль в табуне, просто скакал со всеми, хотя и не знал слов песен.

Павлоград.dp.ua: Говорят, что актеры — это те люди, которые подпитываются именно энергетикой зала, им нужна отдача…

Борис Рева: Конечно, этот энергообмен — самое важное, потому что мы работаем ради зрителя. Когда актер любит себя чересчур, и ему совершенно не важен зритель, он просто от себя балдеет — это ужасно, потому что театр существует для людей, потому что в театре говорят о самых важных вещах. Например, трагедия — самое страшное, что может случиться в жизни, чтобы этого не происходило, человек должен побывать в театре, пережить это, сидя в кресле и не допустить этого в жизни.

Павлоград.dp.ua: Как в этом плане павлоградский зритель? Вы чувствуете отдачу?

Борис Рева:Да. За 43 года существования театра мы воспитали зрителя. Воспитали от слова «питать». Люди уже понимают какие-то тонкие вещи, не могут терпеть пошлятину. И приходят сюда подумать, поплакать, иногда посмеяться. В Павлограде есть театральный зритель, и это здорово, потому что в Днепре, например, такого зрителя, к сожалению, нет.

DSC_0838

Павлоград.dp.ua: Читала в вашем интервью, что идея поступить на режиссуру в Киевский национальный университет имени Карпенка-Карого пришла внезапно. Как так? Расскажите.

Борис Рева:Да, я поехал в гости к друзьям, родители попросили узнать, что нужно, чтоб поступать, а в этот период набирал курс Эдуард Маркович Митницкий. Он входит в тройку первых режиссеров Украины. Я на тот момент вообще не знал, кто это. Ведь у нас все знают популярных артистов эстрады, а первых режиссеров — нет. Я прошел первый этап конкурса — написал за ночь письменную работу. А на следующий день — была встреча с Эдуардом Марковичем. Он мне дико понравился! Это личность очень интересная, мыслитель. Это человек, у которого сразу хочется учиться, с которым хочется общаться, задавать важные вопросы. Я рад, что я туда попал, мне тогда сильно захотелось учиться у него.

Павлоград.dp.ua: Идея стать режиссером была ваша или отца [отец Бориса — Анатолий Рева — главный режиссер Павлоградского драматического театра имени Бориса Захавы, — прим. Павлоград.dp.ua]?

Борис Рева: Общая, наверное. До 9 класса я мечтал стать художником, а потом понял, что в плане техники — я не совсем художник, у меня есть какие-то мысли, идеи, но они все больше к театру относятся. Я же здесь вырос, с самого детства я тут игрался, мешал, когда были репетиции. Это в меня все впиталось и мне мало, наверное, кисточки и холста, хотя иногда…

Павлоград.dp.ua: Рисуете сейчас?

Борис Рева: Я люблю это дело, но мне надо себя усадить, и тогда что-то рождается.  Но усадить себя сложно.

Павлоград.dp.ua: У вас не было идеи попробовать объединить работу художника и режиссера?

Борис Рева: Дело в том, что театр — это синтетическое искусство, это смесь и есть: и свет, и звук, и конфликт между актерами, и костюмы, декорации — это все входит в режиссуру. Режиссер все движет. Спектакль — живой организм, режиссер его рождает до премьеры. Он строит его по клеточкам, а после премьеры как бы отмирает, отпадает. Дальше спектакль начинает жить своей жизнью, он начинает делать первые шаги. Люди страшно хотят попасть на премьеру, а это ведь самый худший спектакль, потому что он только начинает жить.

Павлоград.dp.ua: Потом видоизменяется?

Конечно. Я же актер также, так вот бывает, ты играешь спектакль лет 5, и тут вдруг понимаешь, что вот эту фразу здесь надо говорить по-другому, и тут мой герой имеет ввиду это на самом деле, и здесь гораздо глубже, чем я понимал 5 лет назад. В театре работают живые люди, они растут, они набираются опыта. Какие-то вещи невозможно объяснить, их нужно только самому прожить, пережить, и тогда ты сможешь это воплотить на сцене.

Павлоград.dp.ua: Вы строгий режиссер? Насколько часто вы даете свободу для творчества актеру?

Я не достаточно строгий, насколько я бы хотел этого. Свобода — это когда ты делаешь то, что хочешь. А мне важно договориться с актерами делать то, чего мы вместе хотим. Самое важное — нам плыть в одном направлении, и тогда получаются вообще какие-то чудеса. Мы все вместе строим нечто сложное. Если есть понимание — то это большой кайф.

DSC_0826

Павлоград.dp.ua: Ваш первый режиссерский дебют в Павлограде — это спектакль «Весенние перевертыши». Было сложно впервые ставить?

Это была первая премьера, а до этого я еще ставил в Павлограде «Медведя» Чехова как университетское задание. Я только снял его на видео, а зрителям мы этот спектакль не показывали.

«Весенние перевертыши» — это была очень интересная работа, работа с детьми. И я с самого начала решил работать серьезно, а серьезно — это значит, что мы погружаемся в обстоятельства и двигаемся к цели вместе, не ноя, не балуясь, не отвлекаясь.

Павлоград.dp.ua: При первой постановке вам давал советы отец?

Отец у меня, знаете, старается не вмешиваться. Он вмешивается только тогда, когда видит, что я растерян, и что я не знаю, что делать. Я обычно к нему сам прихожу за советом, он всегда наблюдает так, чтоб даже я этого не видел, чтобы не мешать. Режиссер — это … вот когда человек рисует картину, ты можешь понимать, что он ее рисует несколько неправильно, но, когда ты вмешиваешься — ты только портишь. Отец это прекрасно понимает, и когда он мне давал советы, он это делал аккуратно, чтобы не разрушить мою точку зрения.

Павлоград.dp.ua: А по окончании работы вы часто слышали критику?

Критика — это обязательно. Без нее не может быть движения. И очень плохо для любой творческой личности обижаться на критику. Критика должна быть всегда конструктивной и дальше помогающей в работе. Любой человек всегда делает ошибки.

В феврале-марте у нас проходит региональный конкурс «Сичеславна», к нам приезжает жюри, мы всегда ждем жюри, чтобы они нам что-то сказали. Потому что мы плывем в театральном море, и нам надо знать, что мы делаем правильно, а что неправильно. Здорово, когда приезжают классные специалисты, театральные критики, которые могут прочитать спектакль, подсказать важные тонкости. У нас  иногда были такие критики, которые полностью прочитывали спектакли и давали советы.

Павлоград.dp.ua: В творческих профессиях нередко встречается преемственность. Часто люди относятся к сыновьям известных людей предвзято или завышают им планку. Как вы к этому относитесь? Какие плюсы и минусы того, что вы сын известного в Павлограде режиссера?

Очень много минусов. Вы наступили на мою больную мозоль. Дело в том, что, когда я учился в колледже, у меня часто была такая ситуация, я подходил к педагогу, а он знал, что я Рева, и он мне: «Ну давай, покажи мне! Ты же Рева!». Я говорю: «Я пришел учиться, объясните мне, что и как. Я хочу научиться, я не умею!». Папа сотворил чудо в Павлограде, про него знают по слухам, допустим, и знают, что он может удивить, он может работать на уровне. Для меня учеба — это было трудно, это была затратная работа, и было обидно, что вот эту всю работу не учитывали, а принимали ее как должное. Но сейчас я думаю, это даже лучше, это закаляет. Я, допустим, горжусь, что я в Киев поступил сам. Эдуард Маркович Митницкий не знал, где вообще Павлоград находится. И то, что мне удалось ему понравиться, показать, что я чего-то стою — это большое дело.

Павлоград.dp.ua: Что вам больше импонирует работа актера или работа режиссера?

Я не сравниваю эти две профессии, они совершенно разные. Режиссер понимает все изъяны актеров, знает, какие они дети: непослушные, балованные, ленивые. Надо находить подход к каждому, объяснять, разговаривать. Часто спектакль смотрят и аплодируют актерам, а режиссер знает: один там что-то забыл, другой не то сделал, третий не доиграл, ведь некоторые вещи тренируются очень долго. Часто бывает, что ты бьешься-бьешься с актером, потом наконец-то у него начинает что-то получаться. А через время он говорит «Я сам это сделал!». Это очень часто происходит, фактически в 99%.

DSC_0846

Павлоград.dp.ua: А вы сейчас смотрите на себя глазами режиссера, когда играете в спектаклях, как актер?

Конечно. Режиссерская профессия помогает в актерской, а вот актерская в режиссерской наоборот — мешает. Актер — это уникальная личность, и он имеет свой голос, свою природу, свой тембр. Очень часто, когда я ставлю, думаю, что я бы сыграл по-другому. Вот это очень вредит, надо от этого отказываться вообще. Играть режиссеру не очень хорошо, надо понимать, что этот актер сыграет по-другому, и это будет тоже хорошо, и надо принимать другую точку зрения, другую природу. Самое главное не сломать цветок, не разламывать этот бутон, он раскроется сам.

Павлоград.dp.ua: В поисках идей для нового фильм Альфред Хичкок лежал на берегу Темзы…

Да-да, я видел эту фотку.

Cjea_zNWUAE5veg
http://fizichka88.blogspot.com

Павлоград.dp.ua: Да, это он так вдохновение искал. Вы верите во вдохновение, и как вы его ищите, если верите?

Тут мы идем от того, с чего начинается выбор пьесы. Главное в выборе пьесы — актуальность. Читая, режиссер сопоставляет то, что он читает с тем, что он видит вокруг, потому что мы говорим о нашей жизни, о ситуации, в которой мы находимся, о себе, о своих переживаниях, и когда это совпадает, тогда зажигается режиссер и начинается работа над спектаклем. Без вдохновения работать невозможно.

Павлоград.dp.ua: То есть оно все-таки есть?

Да, не получится никакого спектакля. Это будет… как ребенок без любви, он будет несчастным.

Павлоград.dp.ua: Я встречала людей творческих профессий, которые не верят во вдохновение, считают, что любого результата нужно добиваться только трудом.

Трудом, конечно. Вдохновение — это отправная точка. Витать в режиссуре тоже плохо. Просто мы говорим об импульсе или о работе? Толчок все равно происходит.

Когда ты только выбираешь пьесу, ты горишь, у тебя куча идей, а потом все это в ходе работы сокращается, и остается 30% от тех 100%, которые были.

Павлоград.dp.ua: Как вы относитесь к перформансам, когда зритель вовлечен не только эмоционально, но и физически?

Понимаете, современный театр — это лаборатория, которая ищет новые формы, это эксперименты.  Я к ним отношусь очень хорошо, но я считаю, что делать такие эксперименты надо абсолютно владея этой профессией, понимая, что происходит. Вот у нас в Павлограде это фактически невозможно, потому что мы постоянно занимаемся обучением. А для того, чтобы условно рисовать в сюрреализме или в технике Ван Гога или Клода Моне, нужно сначала научиться рисовать по классике. Сначала научиться играть, а потом добавлять эксперименты. А мы берем детей, которые еще ничего не понимают в театре. И если мы начнем делать такие эксперименты, это будет самодеятельностью.

Перформанс— это очень интересный вид искусства. Я бы хотел тоже дорасти до этого. Но для того, чтобы это делать нужны люди, которые будут тебя на клеточном уровне понимать. Это сложно очень.

Павлоград.dp.ua: Заниматься искусством, работать в театре в Павлограде —это перспективно?

То, что в Павлограде существует театр — это чудо. Я считаю, если в каком-то месте происходят чудеса — нужно это место поддерживать. Получается. Для нас важно видеть, как растут наши студийцы, они приходят зеленые, неуверенные, долго ничего не выходит,а в какой-то момент — раз — и появились крылышки, что-то там затрепетало. Это стоит усилий, терпения. Это очень сложно, но оно того стоит.

Павлоград.dp.ua: В финансовом плане? Не самая высокооплачиваемая работа?

Да. Мой отец в шутку говорит: «Я зарабатываю очень много, платят мне мало». Если музыканты начнут заниматься математикой, то музыке конец. В Европе актеры в очень хорошем статусе, власти понимают, что надо поддерживать театр, потому что человек творческий не должен думать о материальном. Но еще актерам важно то, что они занимаются своим делом.

Павлоград.dp.ua: Сможете рассказать о сути работы режиссера одним предложением?

Задача режиссера — воспитать и вырастить в актерском коллективе будущий здоровый живой спектакль, режиссер — человек, который создает будущий живой организм.

Беседу вела Дана Маслюк

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Please let me know if you’re looking for a
    article author for your site. You have some really good articles and I think I would be
    a good asset. If you ever want to take some of the load off, I’d really like to
    write some material for your blog in exchange for a
    link back to mine. Please send me an email if interested.
    Cheers!

  2. I’m not sure where you are getting your info, but
    good topic. I needs to spend some time learning much more or understanding more.
    Thanks for excellent information I was looking
    for this information for my mission.

  3. Having read this I thought it was very informative. I appreciate you taking the time and effort to put this article together. I once again find myself spending way to much time both reading and commenting. But so what, it was still worth it!

  4. Thank you for helping out, great info. «The surest way to be deceived is to think oneself cleverer than the others.» by La Rochefoucauld.

Comments are closed.