Рыночная экономика, или сколько стоит торговля на рынках Павлограда?

963

Один город, одна земля, но правила игры и расценки за торговые места  для павлоградских рыночников разные. Порой они существенно отличаются даже у тех, кто, казалось бы, торгует на одном и том же рынке. Почему так? Устраивает ли самих торговцев их положение, и что зарабатывает город, сдавая рынкам землю в аренду? Павлоград.dp.ua разбирался в рыночных тарифных перипетиях.

РЫНОК КАК БЕГСТВО ОТ БЕДНОСТИ 

Рынки в Павлограде начали появляться и «захватывать» новые территории с начала 90-х годов прошлого столетия. Происходило это не от хорошей жизни. Распался огромный общесоюзный экономический комплекс. По данным Мирового банка, во второй половине в 1993 года уровень инфляции в Украине был наивысшим в мире и превышал показатели мировых войн. Состоялось неслыханное для мирного времени падение уровня жизни основной массы населения (около 64% народа очутилось за чертой бедности).

Для многих людей, которые потеряли работу, единственным способом выжить была торговля. Люди возили товар в другие страны, и наоборот. Большая часть из них так и осталась на рынках до сих пор, не став большими бизнесменами.

рынок 5 копия

Сегодня рыночная торговля в Павлограде остается востребованной. Несмотря на то, что  в городе открылись магазины — представители крупнейших в Украине сетей супермаркетов, — множество семей предпочитает покупать продукты, одежду и другие товары именно на рынках. Объясняется это зачастую желанием покупателей сэкономить — ведь на рынке в отличие от магазинов, можно поторговаться или выбрать товар более низкого ценового уровня. В таких условиях рыночникам приходится балансировать между возможностями покупателей и рентабельностью своего бизнеса, который зависит, в том числе, и от рыночных сборов.

Сегодня в Павлограде существует 10 рынков и торговых площадок. Это Центральный рынок с его фиалом на ул. Сташкова, рынок «Юлана», рынок «Новый», рынок «ПШС», торговые площадки «Самара», «Литмаш», «Ленинградская», Цветочный рынок и авторынок. Рынки на ПШС, ул. Западнодонбасской (Ленинградской), «Литмаш» и «Самара» находятся в собственности коммунального предприятия «Управление рынками», остальные — в частной.

СТИХИЯ И ТЕНЬ

История повторяется. В Украине снова экономический кризис. По данным Нацбанка Украины, в 2014 году ВВП сократился на 7%, а в 2015 — на 12%, гривна потеряла 70% своей стоимости в соотношении к доллару за два года. Инфляция хоть и уменьшается, но до сих пор на высоком уровне.

Нынешний экономический кризис, как и тогда, заставляет людей браться за торговлю. Но парадокс в том, что новая волна «кризисных торговцев», несмотря на изобилие рынков в нашем городе, предпочитает стихийную торговлю. В Павлограде резко увеличилось количество несанкционированных рынков. Люди объясняют это неподъемностью рыночных сборов.

«Я торгую здесь, в переулке, уже 5 лет. Почему не хочу идти на рынок? А как я буду оплачивать там аренду? Кому я нужна со своим товаром…», — говорит Валентина, которая торгует книгами прямо на земле в переулке между ул. Шевченко и ул. Горького. И таких, как Валентина, здесь на выходных около 30 человек.

Если стихийная торговля — одна сторона медали нынешней экономической ситуации, то вторая — «теневики».

По информации начальника Западно-Донбасской налоговой инспекции Виктора Ковальчука, около 60% бизнеса находятся в тени. В Павлограде официально зарегистрировано 8 989 субъектов предпринимательской деятельности, а по примерным подсчетам в городе около 16 тыс. предпринимателей. Это примерно 15% взрослого населения.

«КУСАЧАЯ» АРЕНДА

Что же происходит на самих рынках? Насколько здесь привлекательные условия для бизнеса и какова там арендная плата? Павлоград.dp.ua искал ответы на эти вопросы на двух самых больших рынках, которые находятся в центре города и занимают целый квартал, — это «Центральный» и «Юлана».

Оказалось, далеко не все предприниматели довольны теми условиями, которые им предлагают на рынке.

«Мы за свои деньги строили эти торговые павильоны, а теперь я вынуждена платить тысячи гривен за то, что пользуюсь ими. В стоимость не входит освещение, посещение туалета, стоянка, охрана. Нам дают подписывать договоры, но предприниматели их даже не читают. А ведь там прописаны совершенно рабские условия, по которым мы — люди без прав на этом рынке», — рассказывает предприниматель Анна.

В феврале 2016 года арендная плата на Центральном рынке выросла на 5% и составила 4,2 грн за м² в день. В месяц получается 110-140 грн за м², в зависимости от места расположения.

Читайте также: Аренда «местового» на Центральном рынке Павлограда выросла на 5%

Когда повышалась арендная плата, городской голова Анатолий Вершина обещал создать специальную комиссию, которая должна проверить обоснованность такого шага. Однако, как сообщает начальник отдела развития потребительского рынка и предпринимательства Светлана Кусочкина, местное самоуправление не имеет права контролировать и проверять деятельность частного рынка.

«В этот тариф входит зарплата, электроэнергия (освещение рынка – админзданий, улицы и т.п. — прим. Павлоград.dp.ua), вода, аренда земли, связь, вывоз мусора. Мы устанавливаем дифференциацию тарифа в зависимости от расположения торгового места, товара», — объясняет главный бухгалтер рынка Галина Онопа и показывает толстую папку документов, в которой описана калькуляция.

рынок 4 копия

По ее словам, на рынке 459 торговых точек (предпринимателей меньше — некоторые владеют 2-5 точками). Некоторые из них имеют «абонементы», по которым ежемесячно оплачивают аренду в бухгалтерии рынка. Другие платят аренду на месте.

Ко второй категории относятся торговцы овощами и фруктами, так называемые «бабушки с огорода». Они платят за торговое место по льготной цене — от 5 до 15 грн за день. Правда, часто за спинами «бабушек» стоят солидные перекупщики, которые за небольшие деньги нанимают пенсионерок для торговли. Рынки «бабушек» активно процветают практически в каждом районе города. Недавно внимание местных СМИ было приковано к такому рынку на ул. Озерная. Там предприниматели выставляют торговые точки прямо на входе в аллею, торгую с земли овощами и фруктами.

Читайте также: Стихийный рынок на Озерной: убрать нельзя оставить

На вопрос, остается ли в собственности предпринимателя контейнер, который он строил за свои деньги, бухгалтер отвечает утвердительно — предприниматель волен продавать свой контейнер.

ВЫГОДНЫ ЛИ РЫНКИ ГОРОДУ?

Ежегодно Центральный рынок платит в городской бюджет 2,6 млн грн налогов и сборов, из них более 1,6 млн грн земельный налог. В 2015 году Центральный рынок заплатил за землю 1,4 млн грн. В августе 2016 года Центральный рынок заплатил 217,9 тыс. грн различных налогов и сборов. Только за землю рынок ежемесячно платит 134 тыс. грн земельного налога в местный бюджет. Аренду этого земельного участка площадью 2, 2356 га в сентябре 2015 года продлили на 20 лет.

В тоже время рынок «Юлана», который стоит бок о бок с Центральным, в местный бюджет перечисляет в разы меньше. Его территория разделена на 2 участка. За первый участок (площадь 0,3880 га) «Юлана» платит так же, как и Центральный рынок, по договору аренды земельного участка. В 2014 году депутаты Павлоградского горсовета продлили этот договор на 10 лет.

А на второй участок, площадью 1,4 га (кадастровый номер 1212400000:02:035:0151), рынок «Юлана» с октября 2014 года имеет документы на право постоянного пользования земельным участком. Это значит, что ООО «Промышленно-хозяйственный рынок «Юлана» платит земельный налог, размер которого определяется нормами существующего законодательства, в отличие от аренды земли, где ставка определяется условиями договора.

Сайт Павлоград.dp.ua попытался уточнить, сколько же налогов заплатил рынок «Юлана» за участок размером 1,4 га. В Западно-Донбасской объединенной государственной налоговой инспекции нам в такой информации отказали. Как объяснил Павлоград.dp.ua директор рынка Валентин Чекалин, отдельно за пользование землей этого участка «Юлана» не платит — эти расходы включены в сумму единого налога, который платит рынок. На вопрос, сколько налога платит предприятие, директор отвечать не захотел.

рынок 3 копия

При этом стоит отметить, что стоимость аренды на «Промышленно-хозяйственном рынке «Юлана» ниже, чем на Центральном рынке.

«За контейнер размерами 2,5 на 3,5 м предприниматель платит в месяц около 700 грн (это около 2,6 грн за м² в день, — прим. Павлоград.dp.ua). Охрана и электроэнергия оплачиваются отдельно», — рассказывает предприниматель Сергей.

По его словам, контейнеры на рынке строились с привлечением денег предпринимателей еще в 2008 году, однако никакого документа на право собственности контейнером у предпринимателей нет. Они могут продать контейнер, но эту процедуру они оплачивают через кассу рынка.

«При продаже контейнера нужно заплатить 1 500 тыс. грн за переоформление документов в кассу рынка «Юлана», — объясняет предприниматель.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК И «ЮЛАНА» — КТО ОСНОВАЛ И УПРАВЛЯЕТ?

Согласно Единому реестру юридических и физических лиц-предпринимателей, Дочернее предприятие Днепропетровского областного союза потребительских обществ «Центральный рынок» г. Павлоград основано Днепропетровским областным союзом потребительских обществ. Его возглавляет Александр Носенко. Конечный бенефициарный владелец в реестре не указан.

Центральный рынком в Павлограде управляет директор, 52-летний Виталий Ковпак — депутат Павлоградского городского совета двух созывов. На выборах 2015 года прошел в горсовет Павлограда по спискам партии «Блок Петра Порошенко».

Один из основателей, а также один из конечных бенифициарных владельцев рынка «Юлана» — Дмитрий Грицун. Дмитрий  Александрович Грицун — помощник народного депутата Украины Юрия Березы (партия «Народный Фронт»).

Руководит рынком 49-летний Валентин Чекалин. На последних выборах в местные советы он стал депутатом Павлоградского городского совета от партии «УКРОП».

Интересная деталь — директора этих двух рынков — Валентин Чекалин и Виталий Ковпак в реестре юридических и физических лиц-предпринимателей указаны среди основателей Потребительского общества «Перше Придніпровське» (код 35446423), основанного еще в 2007 году. В свою очередь, это Потребительское общество основало Днепропетровский областной союз потребительских обществ, а он, как мы говорили выше, стоит у истоков Центрального рынка Павлограда. Вот такая интересная «матрешка».

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ — ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

Учитывая вышеприведенную рыночную иерархию, «достучаться до небес» недовольным размерами арендной платы предпринимателям, довольно проблематично. Не смогут им помочь и городские власти. Согласно действующему законодательству Украины, размер аренды торгового места на рынках с частной собственностью устанавливается субъектом хозяйствования без согласования с органами местного самоуправления. Поэтому предприниматели остаются один на один с арендодателем и должны либо соглашаться на его условия, либо искать другую работу.

рынок 6 копия

«Единственное, что я могу посоветовать предпринимателям, это при оформлении договоров требуйте расчетов, калькуляции. Только вы можете потребовать эти документы, у местной администрации нет таких полномочий. Ни я, ни городской голова не можем повлиять на договорные отношения предпринимателей с руководством рынка», — говорит Светлана Кусочкина, начальник отдела развития потребительского рынка и предпринимательства.

Что остается предпринимателям? Похоже, только одно — регулировать свою «рентабельность» через отношения с покупателем. Однако и здесь не все бывает гладко. Сами предприниматели не все неукоснительно следуют букве закона — у многих на рыночных торговых точках работают неоформленные продавцы, нет торгового патента и т.п.

В такой ситуации, как говорится, хотите порядка, начните с себя. Невозможно требовать прозрачности в работе администрации рынка и при этом самим не соблюдать существующее законодательство.

«В то же время, работая «в белую», отстоять свои права реально. Как вариант, объединиться,  создать свой профсоюз и вступить в переговоры с администрацией рынка», — советуют в отделе развития потребительского рынка и предпринимательства.

Татьяна Волкова

Розслідування підготоване в рамках Польсько-Канадської Програми Підтримки Демократії за підтримки Міністерства закордонних справ Республіки Польща та Міністерства закордонних справ, торгівлі та розвитку Канади.