Промышленность Европы переходит на использование безуглеродной стали, чтобы достичь климатической нейтральности. Крупнейшие металлургические компании отказываются от использования кокса в производстве и заменяют его водородом. Каковы плюсы и минусы новой технологии и готова ли меняться Украина?
Главная роль водорода в сталелитейном сценарии
Затраты на производство стали с применением водорода будут примерно на 20-30% выше, чем при использовании ископаемого топлива, но только до 2030 года. Таков прогноз финансовых аналитиков компании Bloomberg. Потом производство «зеленой» стали станет окупаемым. Потому что стоимость выбросов углекислого газа будет расти гораздо быстрее – либо через систему торговли выбросами ЕС, либо через экологический налог.
Глобальный переход на водородный процесс производства стали представляет угрозу для производителей коксующегося угля, поскольку это сырье имеет очень узкую сферу применения.
«Водород может делать все, что делает уголь в процессе производства стали. Технология производства стали без содержания ископаемых веществ уже работает во многих уголках мира», – отметил Кобад Бхавнагри, руководитель специальных проектов Bloomberg NEF.
Немецкий производитель стали Thyssenkrupp Steel Europe, норвежская энергетическая компания Equinor и оператор природного газа Open Grid Europe готовят совместный экологический проект для декарбонизации производства стали. Три компании начали составлять технико-экономическое обоснование получения «голубого» водорода на основе природного газа. Этот водовод планируют поставлять крупнейшему металлургическому заводу Thyssenkrupp в Дуйсбурге. Отработанный СО2 предполагают утилизировать на норвежском шельфе проекта Northern Lights, которым управляет компания Equinor.
Стивен Булл, вице-президент Equinor, подчеркнул, что для использования водорода в низкоуглеродном производстве появляются новые рынки и новые технологии в промышленном, транспортном и энергетическом секторах.
Кроме Thyssenkrupp, внедрять водородную металлургию собираются и другие германские металлургические компании: в частности, Salzgitter, Dillinger и Saarstahl. В Европе необходимо создать инфраструктуру по транспортировке и хранению водовода. Это технически сложно, так как водород – самый летучий газ на планете. В Германии принята водородная стратегия, на которую государство выделило 9 млрд. евро. Но реальные затраты оцениваются в 450 млрд. евро до 2030 г.
Евросоюз прошлым летом утвердил стратегию развития водородной энергетики до 2050 года. В приоритете – выработка водорода методом электролиза воды при помощи электроэнергии, полученной из возобновляемых источников (солнечной и ветряной).
Параллельно группа из 11 газотранспортных операторов разных стран ЕС представила план развития общеевропейской инфраструктуры транспорта газа. Ее планируют создать на базе существующих газопроводов.
В ЕС делают ставки на Украину
Украину считают одним из главных возможных партнеров в водородной стратегии для климатически нейтральной Европы до 2050 года. В нашей стране есть газотранспортная инфраструктура, соединенная с ЕС, и потенциал для производства «зеленого» водорода.
В Украине уже есть желающие заняться производством водорода для Европы. Компания Н2 вместе с «Укргидроэнерго» и НАЭК «Энергоатом» планирует до конца 2021 г. построить возле ДнепроГЭС водородный завод стоимостью 300 млн евро и дата-центр рядом с Запорожской АЭС за $700 млн. Места для строительства выбрали возле крупнейших электростанций, так как эти объекты – крупные промышленные потребители электроэнергии.
Оба проекта Н2 будет реализовывать в партнерстве с европейскими компаниями – австрийской Yom Capital и норвежской NBT.
Зарабатывать на водороде готовится и Региональная газовая компания (РГК), которая заявила о строительстве установки по производству водорода на одном из своих экспериментальных полигонов. В феврале компания приступила к тестовой транспортировке смеси водорода и природного газа на закрытых участках газораспределительной системы в пяти областях: Волынской, Днепропетровской, Житомирской, Ивано-Франковской и Харьковской. Это закрытые участки сетей, которые не подключены к внешним потребителям – предприятиям или населению.
«Мы сотрудничаем с одним из научно-исследовательских институтов, ученые которого займутся научным анализом. Это необходимо для того, чтобы получить детальную и исчерпывающую информацию обо всех нюансах использования новых, экологичных энергоносителей», – сказал Станислав Казда, директор по стратегии развития РГК.
Еще одно выгодное направление – делать в Украине водородные двигатели и промышленное оборудование для производства водорода за деньги европейских инвесторов. Чешский машиностроительный концерн Witkowitz инвестирует в Южмаш 50 млн евро, чтобы создать на его базе несколько новых производственных мощностей по выпуску водородных двигателей. В дальнейшем на «Южмаше» могут начать выпускать оборудование для изготовления водорода.
Все это дает нашей промышленности шанс войти в производственные цепочки востребованной современной индустрии. Украина имеет уникальную возможность буквально на старте стать частью европейской инфраструктуры водородной энергетики. Упустить такой шанс будет очень обидно.