За окном мороз, город то и дело замирает в ожидании снега. В такую погоду лучше всего укутаться в плед и с чашкой какао под треск камина читать. Ведь домашний уют так и располагает к книге о зиме, о вое метели, о новогодних гирляндах, о коньках. Литературный критик Галина Юзефович в одном из интервью сказала, что не верит в то, что для чтения книг нужно соответствующее настроение. Павлоград.dp.ua тоже так считает, поэтому сделал для вас зимнюю подборку, которую можно читать в любое время года и где угодно.
1 Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями»
Знаменитая повесть-сказка Диккенса получила уже более десятка интерпретаций в кино, мультфильмах, книгах. История то и дело всплывает то в известном сериале, то в мелодраме. Имя главного героя произведения скряги Скруджа стало нарицательным. А главные общечеловеческие проблемы, которые поднимает Диккенс, все так же актуальны и важны. Щедрость, доброта и сострадание — вот те чувства, которым учит нас эта чудесная зимняя сказка.
2 Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством»
«Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды», — новогодняя классика. Рассказ о кузнеце Вакуле, который оседлал черта, чтобы завоевать сердце возлюбленной. История, которую хочется перечитывать вновь и вновь, ведь написана она живым языком, с тонким юмором, остротами и иронией. А метель все крутит, вертит, засыпает хутор, дороги не видно, и события путаются в этой снежной мгле, лишь только месяц ярко светит.
По произведению созданы фильм, мультфильм и мюзикл. Полный комплект для волшебно-мистического настроения.
3 Эмили Бронте «Грозовой перевал»
Сложно назвать этот английский роман новогодним. Однако это именно та книга, которую приятно читать во время долгих выходных. Байроновский герой Хитклифф считающий святой лишь свою любовь, презирающий и мстящий звереныш. Непогода, снег и неспешная история о каких-то странных эгоистичных чувствах и разрушительной любви, — все это в «Грозовом перевале». Прочитайте, если хотите острых переживаний.
4 О. Генри «Дары волхвов»
Рождественская история известного новеллиста. У этого автора брови всегда чуточку насмешливо приподняты, только с таким выражением лица можно было описать такое количество смешных, удивительных, неожиданных, ярких ситуаций. Новеллы О. Генри и сами улыбаются — порой грустно, иногда с легкой добродушной издевкой, ослепительно сияя каждой буковкой. «Дары волхвов» — это история о жертвенности, любви и потерях, которые вовсе и не потери.
5 Борис Пастернак. Стихи
Посмотрите: дрожащее пламя свечи, причудливые тени на обоях, протоптанная в снегу дорога, съехавшая с прически косынка, капельки талой воды в волосах, пар от губ. Послушайте: хруст под туфлями, скрип открывающейся двери, свист колючего ветра и тихое теплое дыхание в морозном воздухе. Видите? Слышите? Так вот, как бы не двоились все ночи в снегу, не проводите границы меж собой и сборником стихов Пастернака!
«Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот».
6 Ханс Кристиан Андерсен «Девочка со спичками»
Именно зимой в сказки хочется верить, именно зимой сказки хочется читать. И если «Снежную королеву» знают все от мала до велика, то «Девочку со спичками» вспомнят не многие. И пусть она грустная, зато такая честная и колко-настоящая, как порезы от сапогов на льду, как чиркающий звук спички о коробок. А вообще, если любите сказки, то почитайте еще Уайльда: например, «День Рождения инфанты» или «Соловей и роза».
«Когда-нибудь мы станем достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки», —сказал Клайв С. Льюис, автор прекрасных «Хроник Нарнии». Безнадежно взрослые вы или легкомысленные дети, читайте сказки этой зимой!
7 Людмила Петрушевская «Лабиринт»
События рассказа происходят в садоводческом товариществе «Лабиринт», раскинувшем свои домики среди плодовых деревьев. Туманы вечером апрельские, зеленые, а вот происходящие действия белые. Говорят, ложь при низких температурах не выживает, такое впечатление, что события происходят в лютый мороз. Это красивая, очень изящная и утонченная история в контексте неутонченности смерти и грубости одиночества. Конфликт реальной жизни и возвышенности мысли здесь отсутствует, он легко разрешим. Что если однажды ночью к вам случайно забредет потерявшийся гость, говорящий на странном языке и одетый в старомодную рубашку с безукоризненно белыми обшлагами?
Кстати, Людмила Петрушевская и сама точь в точь такая же необычная, как и ее рассказы. Длинные перчатки, широкополые шляпы и шарфики – она словно сошла со страниц романов Толстого, слегка шурша, как кринолином, листочками собственных сочинений.
8 Сомэрсет Моэм «Рождественские каникулы»
Чарли Мейсон едет в Париж. Он хочет веселья. Он идет в бордель. А там — эмигрантка, русская княжна Ольга. Куда заведут их эти необычные отношения, в которых каждый хочет лишь понимания?
9 Астрид Линдгрен «Мы все из Бюллербю»
Это чудесная, озорная детская книга нашей обожаемой Астрид. Вы точно знаете ее «Пеппи Длинный чулок» и «Карлсона», а сейчас самое время прочитать своим младшим братьям, сестрам, детям, внукам и себе «Мы все из Бюллербю». Вслух и громко! А потом — бегом скатываться с горки, лепить снеговиков и рыть в сугробах тоннели (если, конечно, сугробы будут достаточно высокими).
Дана Маслюк