На этой неделе Павлоградский драматический театр им. Б. Захавы открывает 42-й театральный сезон. В воскресенье, 2 октября, в театре будут показывать спектакль «Утюги» драматурга Анны Яблонской. А 30 сентября создателю и главному режиссеру театра Анатолию Реве исполняется 65 лет. С какими мыслями начинает новый сезон заслуженный деятель искусств Украины Анатолий Рева? Почему он решил связать свою жизнь с искусством, и уже 42 года создает в провинциальном городе свой драматический театр? Об этом настоящий интеллигент, человек глубокой эрудиции Анатолий Рева рассказал в эксклюзивном интервью Павлоград.dp.ua.
История о том, как Анатолий Рева жил в канализационном люке и сделал невозможное — поступил в ГИТИС
Я родился в Павлограде, в очень простой семье. Никто из моих родных не занимался искусством. Почему я занялся театром? У нас по соседству жил дядя Ваня. Своих детей у него не было. Он меня возил летом на пасеку. Это был энциклопедически умный человек, интеллигент. Он мечтал, чтобы я поступил в Москву на философский факультет. Я поехал поступать в МГУ. Друзья уговорили меня попробовать поступить на актерский факультет в ГИТИС (Российский институт театрального искусства — крупнейший театральный вуз в Европе и один из крупнейших в мире, — прим. Т. Волковой). Так я связал свою жизнь с искусством.
Тогда было очень трудно поступить в ГИТИС. Я поступал в 1969 году. Был конкурс — 3 тысячи человек на место. Туда ехали поступать целые делегации со всех республик. Как можно было поступить? У меня только одно объяснение — случай. Во мне увидели наивность, святую простоту. Я ничего не знал, был впервые в Москве. Когда я только приехал, я … жил в канализационном люке. Ребята подсказали, что в люке, теплая труба, и там можно переночевать. Потом, когда поступил, уже дали общежитие. Поступить в ГИТИС было сложно, но учиться — очень легко.
Что меня поразило, маленького человека из провинциального города? Тогда, в конце 1960-х годов, у меня преподавали ученики Константина Станиславского — Алексей Грибов, Алла Тарасова. Это были живые боги. Это были не только талантливые, но и интеллигентные люди. И я не просто полюбил театр, а полюбил его со всем исступлением.
После ГИТИСа я поработал 2 года в Театре на Таганке. Как-то на спектакль приехали мои родители. Я понял, что мне интереснее играть для родных, близких людей, а не для толпы. Тогда родилась идея вернуться в Павлоград и создать свой театр. И вот уже 42 года я его создаю.
После ГИТИСА я еще окончил Театральный институт имени Бориса Щукина («Щукинское училище»). В Щукинское конкурс был меньше — 460 человек на место. Здесь преподавали Михаил Ульянов, Василий Лановой, Владимир Этуш. Все они потом приезжали в Павлоград. Когда Михаил Ульянов приехал в Павлоград, я ему сказал: «Михаил Александрович, наконец-то Вы приехали на Родину своего учителя!», ведь он был учеником Бориса Захавы, который родился в Павлограде. А Ульянов отвечает: «Вы знаете, это не только родина Захавы, но и всего советского театра, потому что если не было бы его, не было бы и нас».
Я подумал: «А чем я занимаюсь тут, в Павлограде?»
Когда у меня в Павлограде была студия, и стал вопрос, как ее назвать, я узнал, что Борис Евгеньевич Захава родился в Павлограде. Благодаря этому мне удалось привезти сюда великих актеров, педагогов. Все они благодарны, что наш театр носит имя Бориса Евгеньевича Захавы. Захава был 54 года ректором Щукинского училища, а Борис Щукин был его учеником. Но Щукин рано умер, и Захава сам предложил назвать его именем училище. А когда умер Захава, ничего в Москве его именем не назвали.
Недавно я был в театре им. Евгения Вахтангова на Старом Арбате. Там прекрасный ремонт. Я посмотрел на потолок и спросил, сколько там прожекторов? Сказали, что 4 800 штук. Я сегодня не в состоянии купить ни одного прожектора. Я зашел в Щукинский институт и был просто в восторге. Теперь это храм — там везде гранит, мрамор. Все настолько здорово… Меня там уважают несоизмеримо больше, чем здесь. Я подумал: «А чем я занимаюсь тут, в Павлограде?». Вот я хочу уже 30 лет сделать ремонт. Но хочу сделать его хотя бы как-нибудь, просто чтобы крыша не упала. А ведь от нас требуют результат. Такой же, как люди видят по телевизору. Чтобы было классно, чтобы людей заставить и смеяться, и плакать. А из чего, как мне это сделать? Это вопрос неразрешимый.
Я ездил в Москву со своим сыном, Борисом. Он окончил театральное училище, потом — Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В принципе, ни у кого в городе такого образования нет. В Щукинском институте сказали, что примут Бориса на учебу. А ведь это лучший театральный ВУЗ Европы, да и, пожалуй, целого мира. Борис понравился благодаря своим данным. Он высокий, у него низкий тембр голоса, баритон. Студентов много, но таких — нет. Есть мальчишки, обаятельные, но это мальчишки, а «мужиков» нету. Но для учебы нужна либо московская прописка, или 20 тыс. долларов в год. Ни то, ни другое для нас — нереально.
Только 7% людей способны воспринимать искусство
Искусством занимаются, в основном, интеллигентные люди. Захава говорил: «Интеллигентность — это, прежде всего безупречное владение своей профессией». Постигая секреты профессии, человек становится интеллигентным. Искусством не может заниматься кто угодно. Сейчас культура «замусорена». Есть люди, которые поступают учиться за деньги.
Люди искусства работают не 8 часов в день, а 25 часов в день. Творчество — это вся жизнь. Ученые пришли к такому выводу, что только 7% населения земного шара способно воспринимать искусство. А сколько тогда способны творить?
Один человек сказал мне: «Я не люблю театр. Вот вы играйте, что хотите, но меня невозможно довести до слез». Я сказал: «Может, вы чем-то больны? У меня как раз доктор в гостях. Давайте у него спросим, что это может быть». Доктор осмотрел, поговорил с ним и сказал: «Никаких отклонений нет. Просто дурак».
Читайте также: Облсовет наградил театрального режиссёра Анатолия Реву
Читайте также: Режиссер Анатолий Рева: «Времена меняются, а «бьют» одни и те же …»
Записала Таня Волкова
Коментарі закриті.